Регистрация
 

Версия для слабовидящих
Воспитание без всестороннего обогащения собственного жизненного опыта - не воспитание
Эрнст Тельман
Проект «Каждому учителю - Профессиональный сайт» (www.teacher-site.ru)
Симферопольский  автотранспортный техникум
Журнал Естественные науки
Энциклопедист. Конкурсы
Учёные будушего
Инновации в образовании
Сейчас на сайте: 1
Сертификат владельца сайта
Сертификат владельца сайтаhttps://www.pedagog-zamorina.ru/

Интернет-школа мнемотехники Mnemonikon (искусство памяти)

http://mnemonikon.ru/obnov.htm

 


Треугольные ассоциации

Учим формулы!

Многим знаком со школы способ запоминания простых формул, состоящих из трех элементов. В виде треугольника.

Треугольник помогает правильно написать нужную формулу. Только такой треугольник должен быть перед глазами. Это называется наглядно-образным мышлением. Информация находится во вне (не в памяти), и человек оперирует (мыслит) внешней визуальной информацией.

Получается, метод треугольника недоделанный. Нам нужно, чтобы информация находилась в памяти. Тогда мы сможем оперировать ею (мыслить), рассматривая картинку в своем воображении. Это уже будет прямое образное мышление.

В чем проблема запоминания большого количества подобных треугольников? Треугольник (основание) всегда один. А буквы в него могут быть вписаны разные. Один треугольник школьник запомнит. Но при запоминании второго треугольника информация на первом будет затерта. Потому что основание (треугольник) одно, а на его части вписываются разные буквы, которые накладываются и затираются.

Что делать? Нужны разные основания. Аналог треугольника мы можем создать с помощью пространственного размещения образов. Верхняя буква - большой, верхний образ. Две нижние буквы запоминаются слева и справа внизу образа-основания.

В мнемотехнике это называется искусственной ассоциацией. Большой образ - основа ассоциации. Средние по размеру образы - элементы ассоциации.

Буквы нужно заменить зрительными образами, которые по смыслу будут подсказывать нам нужные буквы.

Механизм быстрой памяти в зрительном анализаторе принципиально очень простой. Это группировка зрительных образов, объединенных в одну составную картинку. Работает одинаково как при восприятии уже готовой картинки, так и при "монтаже" составной картинки непосредственно в воображении.

Так как школьники не обучены мнемонике, не умеют запоминать самостоятельно, им нужно давать готовые картинки. Картинки будут воздействовать на механизм памяти, и дети запомнят эти картинки в процессе рассматривания, всего за несколько секунд. При этом им ничего не нужно знать ни о памяти, ни о мнемотехнике. Это прямая инсталляция информации в мозг. Посмотрел и запомнил!

При запоминании буквы формул следует заменить зрительными образами по смыслу.

Рассмотрите картинки примерно по 10 секунд. Одного просмотра достаточно, чтобы школьник запомнил формулы навсегда. Количество запоминаемых "треугольных ассоциаций" практически не ограничено.

Примеры "треугольных ассоциаций"

Ассоциация запоминается автоматически при рассматривании. Быстрая память зрительного анализатора группирует связанные картинки.

Теперь, когда треугольники находятся в памяти, мы можем рассматривать их в своем воображении и правильно записывать формулы.

Как пользоваться треугольником? Верхняя буква делится на нижние буквы. Нижние буквы перемножаются.

линейка = машина * часы ( s = v * t )

машина = линейка : часы ( v = s / t )

часы = линейка : машина ( t = s / v )

В одном треугольнике вы запоминаете сразу три формулы. При запоминании большого количества формул используйте опорные образы, чтобы иметь возможность вспоминать десятки формул последовательно. На опорный образ запоминается основа ассоциации (большой, верхний образ).

Вы можете сделать монтаж нужных картинок на программе Photoshop или непосредственно в своем воображении, как это делают люди, прошедшие обучение мнемотехнике.

Картинки можно бесплатно разместить в облаке "Яндекс.Диск" и дать ссылку на ФОРУМЕ в теме "Треугольные ассоциации" (Система запоминания "Джордано").. Внесите свой вклад в коллекцию формул и пользуйтесь.


В.Козаренко

Статья с сайта http://mnemonikon.ru/differ_pub_31.htm

 
 

Пример запоминания

вывода формулы

Действие жидкости и газа
на погруженное в них тело 
Пример запоминания вывода формулы

 

Перед запоминанием прочитайте параграф 48 учебника.

А.В.Перышкин, Физика, 7 класс

 

Запоминание

На свободном опорном образе выделите пять частей, последовательно слева направо (на иллюстрации – точилка).

На первой части точилки запомните номер страницы 114 (образный код «Желтая ГуЩа»).

На второй части опорного образа запомните номер параграфа 48 (образный код «ЩаВель»).

На третьей части точилки запомните иллюстрацию из учебника (тело, погруженное в сосуд с водой). Постарайтесь запомнить все стрелочки и обозначения на иллюстрации. Эта картинка нужна для вывода формулы. И по этой картинке вы легко вспомните название параграфа «Действие жидкости и газа на погруженное тело». Для запоминания названия несколько раз произнесите его мысленно, представляя иллюстрацию из учебника.

На иллюстрации показывается, что снизу на погруженный в воду предмет действует сила большая, чем сверху. Потому что давление в жидкости зависит только от высоты столба жидкости. Снизу столб жидкости больше, значит больше давление и сила. По иллюстрации легко воспроизвести формулу «Сила выталкивания равна силе 2 минус сила 1».

На четвертую часть опорного образа запомните формулу связи силы, давления и площади, символизировав силу образом «Канцелярская кнопка». На кнопке представьте букву F.

Для запоминания формулы, удерживайте в воображении образ «Канцелярская кнопка» и мысленно пропишите формулу.

На пятую часть опорного образа запомните образ «Стеклянный цилиндр с резинкой внизу». На цилиндре прорисуйте условное обозначения давления – букву «p». По формуле видно, что давление в жидкости зависит только от высоты столба жидкости. Плотность жидкости (ро) и g (9,8) – постоянные.

Для запоминания формулы представьте образ цилиндра с резинкой внизу и на его фоне напишите формулу в своем воображении.

Для вывода формулы F выт = P ж делаем замены. Сначала в формулу (третья часть опорного образа) подставляем вместо силы формулу с четвертой части опорного образа. В получившейся формуле заменяем давление формулой с пятой части опорного образа.

Делаем нужные сокращения (выносим одинаковые множители за скобку). И делаем замены на «объем», на «массу жидкости» и, в конечном итоге, на вес жидкости. Формулы внизу картинки специально запоминать не нужно, потому что они очень простые и вы их легко запомните «просто так», даже если раньше не знали.

После запоминания сделайте проверку. Нарисуйте по памяти иллюстрацию и напишите вывод формулы.

С сайта: http://mnemonikon.ru/members/tr_mel_06.htm


Иллюстрации из школьного учебника как стикеры

Мнемотехника для школьников

Вместо опорных образов (метод мест) можно использовать стикеры. Мнемостикер - это образ (комбинация образов), обозначающий параграф учебника. Стикер можно подобрать произвольно, по названию параграфа. А можно использовать иллюстрацию из запоминаемого параграфа.

Запоминание конспекта учебника требует знания всего арсенала мнемотехники. Ведь заранее не известно, какие приемы запоминания вам потребуются. Нужен и навык запоминания, и навык визуализации. В частности, умение зуммировать картинку, увеличивать в воображении части картинки.

На стикер можно запомнить много информации, используя запоминание последовательностей приемом Цепочка или приемом Матрешка (в виде таблиц). Например, параграф может содержать таблицу плотностей веществ. Такая таблица запоминается отдельно и привязывается к одной из частей стикера.

В этой статье показано использование стикера на примере простого параграфа из учебника физики за 7 класс. Казалось бы, зачем запоминать специально такие простые формулы? Опрос взрослых людей, давно закончивших школу, и даже ученика 7-го класса, показывает, что даже такие простые формулы они не помнят.

Материал взят из этого учебника.

Будем запоминать конспект параграфа 33 на странице 77. Прочитать параграф можно по следующей ссылке.

http://www.docme.ru/doc/53201/a.v.-peryshkin---fizika-7-klass--10-e-izdanie--dopolnennoe-

В качестве стикера возьмем иллюстрацию, которая наглядно показывает, о чем идет речь.

На верхней части иллюстрации запомним номер параграфа и номер страницы. Обратите внимание, что при создании ассоциации нужная часть картинки увеличивается, представляется отдельно.

Ассоциация в мнемотехнике - это когда на части одного образа мы запоминаем другие образы. На картинке: на верхней части дерева - КеКс, на нижней части дерева - СоуС. Это и есть ассоциация, в которой основа ассоциации - образ "дерево", а элементы ассоциации - образы "кекс" и "соус" (часто это образные коды).

Нижнюю часть иллюстрации (стикера) зарезервируем для подшивки следующего стикера (конспекта параграфа 34).

Придумаем образные коды для элементов формул (на буквы, обозначающие силу, давление, массу и т.п.). Эти образные коды можно использовать многократно при запоминании других формул. Подбирайте образы по смыслу физической величины. Вес - весы. Яблоко - ускорение свободного падения (по легенде упало на голову Ньютона). Площадь - квадратики. Сила - пружина... По правилам Системы запоминания любые образные коды не соединяются друг с другом.

Для запоминания простых формул можно использовать пространственную информацию о расположении образных кодов на запоминаемой части образа. В этом случае не нужно специально запоминать знаки "равно", "деление", "умножение". Левый образ подразумевает, что после него идет знак равенства. Если образы сверху и снизу - между ними должен стоять знак деления. Если образы идут по прямой - между ними знак умножения.

Итак, знаки "равно", "делить", "умножить" специально в образы не кодируем. Они кодируются пространственным размещением образных кодов на основе ассоциации.

Теперь зуммируем (увеличиваем) части иллюстрации и запоминаем на эти части формулы. Более того, каждую создаваемую связь тоже увеличиваем, представляем отдельно. На иллюстрации не показано увеличение головы, руки, ног девочки.

 

p = F/S

Давление = Сила / Площадь (Па = Н/м^2)

Используем естественную память для сокращения запоминаемых образов. Думаю, даже двоишник помнит, что площадь измеряется в квадратных метрах, а сила - в ньютонах. А если сомневаетесь, что помните единицу измерения давления (Паскаль, Па), мысленно прилипите на кнопку ПАСтилу, в которую встроен КАЛЬкулятор.

 

 

F = P

Сила = Вес (Н = Н)

Мы договорились, что после самого левого образа должен следовать знак равенства. Далеко не все взрослые помнят, что вес измеряется в ньютонах, а не в килограммах. Обратите на это внимание, на всяких случай.

 

 

P = gm

Вес = 9,8 (Н/кг) массу (кг)

После левого образа должен быть знак равенства. Яблоко и диск идут по одной прямой, значит, между ними знак умножения. (В математике также не принято записывать знак умножения специально, см. формулу выше.)

Полностью заполненный мнемостикер выглядит так.

Это образный (мнемонический) аналог обычного стикера.

Хотя формулы и простые, вспоминать нужно именно зрительные образы, и только после этого рисовать в воображении формулы. В процессе повторения проявится эффект непосредственного припоминания - вы будете знать эти формулы "просто так", в виде букв. При мысленном повторении стикера и его содержания мысленно накладывайте на картинки формулы в виде букв, пишите формулы в воображении.

Для запоминания других параграфов учебника нужно сделать максимально краткий конспект каждого параграфа, как на последней иллюстрации. Такое конспектирование очень похоже на подготовку шпаргалок.

Шпаргалки для каждого параграфа написали? Теперь их можно записать в свою память с помощью мнемотехники. И списывать из своей памяти! Никто не заметит!

В.Козаренко

С сайта: http://mnemonikon.ru/differ_pub_25.htm


Мнемокарточки

12 формул в одной ассоциации

В технике запоминания "Треугольные ассоциации" мы переходим от статичного запоминания информации (только для хранения и воспроизведения) к оперированию хранящимися в памяти данными (динамичное воспроизведение связанных ассоциаций).

Если вы запомнили 20 телефонных номеров с использованием фиксированных образных кодов, то по любому числу телефонного номера вспоминаются все номера, содержащие это число.

  • 906 576 45 87
  • 926 768 86 65
  • 903 745 45 80
  • 903 957 32 45

Стимул: число 45 (образный код "чип")

Реакция мозга (вспоминается автоматически):

906 576 45 87; 903 745 45 80; 903 957 32 45

В случае с телефонными номерами пользы от этого свойства памяти мало. Но давайте посмотрим, каким полезным оказывается свойство памяти автоматически находить информацию с одинаковыми элементами при запоминании формул.

 

Эффекты памяти при запоминании формул

1. Формулы оказываются связанными в мозге через образные коды, объединяются в систему формул, работают как одно целое.

2. Формулы вспоминаются по любому своему элементу. Достаточно увидеть букву (физическая величина) в условии задачи, и нужная формула появляется в воображении.

3. Одна и та же буква достает из памяти разные формулы. Это позволяет выбрать нужную формулу.

4. Переводя внимание на разные образы треугольника, мы можем подставлять другие треугольники вместо буквы. Это вывод формул способом подстановки.

Из одного простого треугольника мы получаем три-четыре основные формулы.

 

12 формул в одном треугольнике

Два треугольника, содержащих одинаковую букву, можно объединить в один треугольник. Таким простым способом удается запомнить в одном треугольнике сразу 12 формул! А если делать подстановки из других треугольников, то не менее 36-ти формул в одной ассоциации!

На мнемокарточке пример двойного треугольника, из которого выводится 12 основных формул (с подстановкой других треугольников - 36 формул). Способ запоминания универсальный и может быть использован для запоминания любых других формул, связанных одинаковой физической величиной. Например, формул из электротехники.

Примеры мнемокарточек по физике за 7 класс внизу этой страницы. Ассоциации на карточках запоминаются автоматически при рассматривании. При самостоятельном запоминании "монтаж" ассоциации делается в воображении.

 

Воспроизведение треугольника в воображении в виде букв

Когда вспоминаете ассоциацию из образов, мысленно пишите на образе соответствующую букву (прием мысленной прорисовки). Очень быстро ваша память свяжет образный код с начертанием буквы.

Запомните ассоциации. Закрепите их путем многократного мысленного просмотра. Попробуйте прочитать задачи из учебника. Нужные формулы должны вспоминаться по условию задачи.

 

Потренируйтесь мысленно выводить формулы

Например, выразить мощность N через скорость.

Вспоминаем треугольник "Работа" ( A). Видим, что N = F*s / t . Образ "линейка" ( s) достает из памяти формулу скорости. Видим на треугольнике "скорость", что "путь" равен "скорость умножить на время". s = v* t

Буква F извлекает из памяти треугольник "Сила тяжести", по которому видно, что F= gm.

В формулу N = Fs/ t, мысленно подставляет F= gm и s= vt. N= gmvt/ t. Время ( t) сокращается.

N = mgv

Все операции осуществляются мысленно, по памяти, в воображении, подстановки происходят автоматически, вследствие связи формул через образные коды физических величин.

 

Как работают фиксированные образные коды?

Представьте образ "круг". Ваша память начнет последовательно выводить в воображение десятки образов, похожих на круг: солнце, тарелка, крышка, шайба, луна, гонг, монета, часы, зрачок глаза, оптический прицел, дырка в заборе...

Слово связано в мозге с представлением (обобщенный образ группы похожих объектов). И уже представление достает из памяти воспоминания конкретных объектов.

  • слово --- представление - конкретные объекты

Точно так работают одинаковые образы в разных формулах. Видим в условии задачи букву "ро" (плотность). Память подставляет под букву "ро" фиксированный образный код "пластиковая бутылка с дРОбью". Образный код последовательно показывает в воображении треугольники "Плотность", "Архимедова сила", "Давление жидкости".

Переводя внимание на разные образы внутри треугольника, мы подставляем в одну формулу другие формулы.

 

Примеры мнемокарточек с формулами. Физика, 7 класс

 

 

 

 

 

 

 

На карточке "Кинетическая энергия" использован образный код числа 02 - яд. Код слева - умножение. Код справа - степень. Перевернутый яд - 1/2.

Запоминание последовательности формул

Для запоминания последовательности формул используйте дополнительные иллюстрации на карточках. Первый образ цепочки свяжите с образом "Барометр" - иллюстрация на обложке учебника физики за 7 класс.

Запомните приемом "Цепочка":

барометр - лыжи - черепаха - пробка - водонапорная башня - ветка - батут - баржа - запорожец - блок - камень на рычаге - плотина - патроны

Сделайте проверку: выпишие 12 треугольников по памяти. Закрепите образы мысленным повторением в течение нескольких дней.

 

Пример решения задачи

Задача

  • Двигатель трактора при движении со скоростью 5 км/ч потребляет мощность 11кВт. Определить силу тяги двигателя, если его коэффициент полезного действия равен 0,4.

Решение

1) Найдём полезную мощность (мощность силы тяги, а не чего-либо ещё). Для этого надо полную мощность умножить на коэффициент полезного действия. Ну, N = 11 кВт * 0,4 = 4,4 кВт = 4400 Вт. Всё, цифру 11 кВт можно забыть - она больше не нужна.

НЕ ЗАБЫВАЕМ ПЕРЕВЕСТИ ЕДИНИЦЫ ИЗМЕРЕНИЯ В СИСТЕМУ СИ

2) Сказано, что эта мощность при скорости V = 5 км/ч = 5*1000 м / 3600 с = 25/18 (м/с).

ИСПОЛЬЗУЙТЕ НАУЧНЫЙ КАЛЬКУЛЯТОР! 1,39 и 25/18 дадут существенную разницу в конечном ответе. Научный калькулятор считает в дробях, без округления.

По условию задачи вспоминаем нужный треугольник (работа). По букве треугольника ( s) вспоминаем треугольник "скорость", делаем подстановку.

3) Полезная мощность это работа делить на время (N=A/t). Работа силы тяги это произведение силы на перемещение (A=Fs). Значит, мощность - это сила тяги, умноженная на скорость (N=Fs/t=FV), так как скорость это расстояние делить на время.

Отсюда сила тяги это мощность делить на скорость (F=N/V).

4) F = 4400 Вт / (25/18 м/с) = 3168 Н.

Ответ: 3168 Н.

 

 

Козаренко В.А.

С сайта: http://mnemonikon.ru/members/tem_zap_07.htm

 

Тренируй внимание, память и мышление

Вики-тренажёр

Тренируйте мозг с удовольствием

Развивайте память, внимание и мышление с помощью онлайн-тренажеров

Получение новой информации, а также специальные тренировки образуют новые синапсы.