Для определения темы индивидуального проекта, для коррекции проектной или образовательной деятельности обкчающегося, для достижения поставленных целей можно провести индивидуальный SWOT-анализ, в ходе которого необходимо выявить западающие звенья деятельности и наметить план коррекционных мероприятий по их устранению.
В чём состоит SWOT-анализ? SWOT — метод анализа в стратегическом планировании, заключающийся в разделении факторов и явлений на четыре категории:
Strengths (сильные стороны)
Weaknesses (слабые стороны)
Opportunities (возможности)
Threats (угрозы)
SWOT-анализ наставляемого-обучающегося — это учебный инструмент, который преподаватель-наставник может использовать вместе с обучающимся для того, чтобы он мог распознать свои сильные и слабые стороны, возможности и угрозы, которые обозначены аббревиатурой SWOT.
Такой анализ состоит из рабочего листа или шаблона, который предлает обучающемуся заполнить информацию о его сильных и слабых сторонах (внутренние) и возможностях и угрозах (внешние). Этот тип анализа и рефлексивной самооценки может использоваться по разным причинам и в разное время, чтобы помочь обучающимся сосредоточиться на положительных моментах и преодолеть отрицательные. Он может быть передан целой группе обучающихся в начале проекта, в начале учебного года или после того, как были объявлены оценки в середине семестра, или может использоваться индивидуально с обучающимися, которые испытывают трудности. В идеале, обучающиеся-наставляемые проводят свой SWOT-анализ со своим наставником-преподавателем, который поможет им мыслить реалистично и установить соответствующие краткосрочные или долгосрочные образовательные цели.
Сильные стороны являются одной из областей, включенных в SWOT-анализ обучающегося. Они могут включать академические сильные стороны, а также социальные, эмоциональные и межличностные сильные стороны. Обучающийся может получить представление о своих сильных сторонах, а также о трёх других областях, когда его попросят подробно ответить на определенные конкретные вопросы. Сильные стороны обучающегося могут включать в себя такие вещи, как способность в определенной академической области, эффективные коммуникативные навыки, практические умения0, творческий подход и позитивное отношение к обучению. Сильные стороны обучающегося следует рассматривать как области, на которых следует сосредоточиться и развиваться, чтобы помочь в достижении образовательных целей, преодолении академических проблем, завершения проекта, участия в конкурсе и т.п..
Слабые стороны также включены в SWOT-анализ обучающегося. К ним могут относиться внутренние факторы, такие как более низкая способность или снижение интереса к определенным академическим областям, дезорганизация, отсутствие успеха при использовании определенных стилей обучения и специфических трудностей обучения. Обучающиеся могут извлечь выгоду из способности определять свои собственные слабости и пытаться улучшить в этих областях. Даже если они не могут преодолеть некоторые слабости, такие как неспособность к обучению, они могут использовать свои сильные стороны для компенсации и улучшения.
Возможности — это возможности, которые открыты для обучающегося, поэтому он может попытаться максимально использовать сильные стороны и минимизировать трудности, возникающие из-за слабостей. Они могут включать в себя стратегии использования предпочтений или интересов, стиля обучения для максимальной выгоды или способы включения событий, которые мотивируют и привлекают для поддержания большей направленности. Возможности также могут быть внешними факторами, которые могут помочь обучающемуся, такими как индивидуальные занятия, изменения, которые преподаватель готов внести в процесс обучения, и специальные программы, связанные с областями интересов и сильных сторон обучающегося.
Угрозы, четвёртая область SWOT-анализа обучающегося, включают внешние факторы, которые могут ему помешать. В эту область могут быть включены проблемы в отношениях с преподавателем или всё, что может заставить обучающегося чувствовать себя менее мотивированными, такие как трудности при изучении определённых предметов, отсутствие каких-либо возможностей или умений, ограничение во времени, большая нагрузка и т.п.
В целом, этот тип анализа может использоваться, чтобы помочь обучающемуся установить достижимые краткосрочные и долгосрочные цели, улучшить понимание и сотрудничество между наставником-преподавателем и наставляемым-обучающимся, а также помочь обучающемуся стать более ответственным и внимательным к своему обучению, проектной деятельности или любой другой сфере жизни. SWOT- анализ может быть представлен визуально в виде таблицы: