Регистрация
 

Версия для слабовидящих
Чем ниже духовный уровень воспитателя, бесцветнее его моральный облик, больше забот о своем покое и удобствах, тем больше он издает приказов и запретов, диктуемых якобы заботой о благе детей. Воспитатель, который не хочет неприятных сюрпризов и не желает нести ответственность за то, что может случиться, - тиран
Януш Корчак
Проект «Каждому учителю - Профессиональный сайт» (www.teacher-site.ru)
Симферопольский  автотранспортный техникум
Журнал Естественные науки
Энциклопедист. Конкурсы
Учёные будушего
Инновации в образовании
Сейчас на сайте: 1
Сертификат владельца сайта
Сертификат владельца сайтаhttps://www.pedagog-zamorina.ru/

Мнемокарточки

12 формул в одной ассоциации

В технике запоминания "Треугольные ассоциации" мы переходим от статичного запоминания информации (только для хранения и воспроизведения) к оперированию хранящимися в памяти данными (динамичное воспроизведение связанных ассоциаций).

Если вы запомнили 20 телефонных номеров с использованием фиксированных образных кодов, то по любому числу телефонного номера вспоминаются все номера, содержащие это число.

  • 906 576 45 87
  • 926 768 86 65
  • 903 745 45 80
  • 903 957 32 45

Стимул: число 45 (образный код "чип")

Реакция мозга (вспоминается автоматически):

906 576 45 87; 903 745 45 80; 903 957 32 45

В случае с телефонными номерами пользы от этого свойства памяти мало. Но давайте посмотрим, каким полезным оказывается свойство памяти автоматически находить информацию с одинаковыми элементами при запоминании формул.

 

Эффекты памяти при запоминании формул

1. Формулы оказываются связанными в мозге через образные коды, объединяются в систему формул, работают как одно целое.

2. Формулы вспоминаются по любому своему элементу. Достаточно увидеть букву (физическая величина) в условии задачи, и нужная формула появляется в воображении.

3. Одна и та же буква достает из памяти разные формулы. Это позволяет выбрать нужную формулу.

4. Переводя внимание на разные образы треугольника, мы можем подставлять другие треугольники вместо буквы. Это вывод формул способом подстановки.

Из одного простого треугольника мы получаем три-четыре основные формулы.

 

12 формул в одном треугольнике

Два треугольника, содержащих одинаковую букву, можно объединить в один треугольник. Таким простым способом удается запомнить в одном треугольнике сразу 12 формул! А если делать подстановки из других треугольников, то не менее 36-ти формул в одной ассоциации!

На мнемокарточке пример двойного треугольника, из которого выводится 12 основных формул (с подстановкой других треугольников - 36 формул). Способ запоминания универсальный и может быть использован для запоминания любых других формул, связанных одинаковой физической величиной. Например, формул из электротехники.

Примеры мнемокарточек по физике за 7 класс внизу этой страницы. Ассоциации на карточках запоминаются автоматически при рассматривании. При самостоятельном запоминании "монтаж" ассоциации делается в воображении.

 

Воспроизведение треугольника в воображении в виде букв

Когда вспоминаете ассоциацию из образов, мысленно пишите на образе соответствующую букву (прием мысленной прорисовки). Очень быстро ваша память свяжет образный код с начертанием буквы.

Запомните ассоциации. Закрепите их путем многократного мысленного просмотра. Попробуйте прочитать задачи из учебника. Нужные формулы должны вспоминаться по условию задачи.

 

Потренируйтесь мысленно выводить формулы

Например, выразить мощность N через скорость.

Вспоминаем треугольник "Работа" ( A). Видим, что N = F*s / t . Образ "линейка" ( s) достает из памяти формулу скорости. Видим на треугольнике "скорость", что "путь" равен "скорость умножить на время". s = v* t

Буква F извлекает из памяти треугольник "Сила тяжести", по которому видно, что F= gm.

В формулу N = Fs/ t, мысленно подставляет F= gm и s= vt. N= gmvt/ t. Время ( t) сокращается.

N = mgv

Все операции осуществляются мысленно, по памяти, в воображении, подстановки происходят автоматически, вследствие связи формул через образные коды физических величин.

 

Как работают фиксированные образные коды?

Представьте образ "круг". Ваша память начнет последовательно выводить в воображение десятки образов, похожих на круг: солнце, тарелка, крышка, шайба, луна, гонг, монета, часы, зрачок глаза, оптический прицел, дырка в заборе...

Слово связано в мозге с представлением (обобщенный образ группы похожих объектов). И уже представление достает из памяти воспоминания конкретных объектов.

  • слово --- представление - конкретные объекты

Точно так работают одинаковые образы в разных формулах. Видим в условии задачи букву "ро" (плотность). Память подставляет под букву "ро" фиксированный образный код "пластиковая бутылка с дРОбью". Образный код последовательно показывает в воображении треугольники "Плотность", "Архимедова сила", "Давление жидкости".

Переводя внимание на разные образы внутри треугольника, мы подставляем в одну формулу другие формулы.

 

Примеры мнемокарточек с формулами. Физика, 7 класс

 

 

 

 

 

 

 

На карточке "Кинетическая энергия" использован образный код числа 02 - яд. Код слева - умножение. Код справа - степень. Перевернутый яд - 1/2.

Запоминание последовательности формул

Для запоминания последовательности формул используйте дополнительные иллюстрации на карточках. Первый образ цепочки свяжите с образом "Барометр" - иллюстрация на обложке учебника физики за 7 класс.

Запомните приемом "Цепочка":

барометр - лыжи - черепаха - пробка - водонапорная башня - ветка - батут - баржа - запорожец - блок - камень на рычаге - плотина - патроны

Сделайте проверку: выпишие 12 треугольников по памяти. Закрепите образы мысленным повторением в течение нескольких дней.

 

Пример решения задачи

Задача

  • Двигатель трактора при движении со скоростью 5 км/ч потребляет мощность 11кВт. Определить силу тяги двигателя, если его коэффициент полезного действия равен 0,4.

Решение

1) Найдём полезную мощность (мощность силы тяги, а не чего-либо ещё). Для этого надо полную мощность умножить на коэффициент полезного действия. Ну, N = 11 кВт * 0,4 = 4,4 кВт = 4400 Вт. Всё, цифру 11 кВт можно забыть - она больше не нужна.

НЕ ЗАБЫВАЕМ ПЕРЕВЕСТИ ЕДИНИЦЫ ИЗМЕРЕНИЯ В СИСТЕМУ СИ

2) Сказано, что эта мощность при скорости V = 5 км/ч = 5*1000 м / 3600 с = 25/18 (м/с).

ИСПОЛЬЗУЙТЕ НАУЧНЫЙ КАЛЬКУЛЯТОР! 1,39 и 25/18 дадут существенную разницу в конечном ответе. Научный калькулятор считает в дробях, без округления.

По условию задачи вспоминаем нужный треугольник (работа). По букве треугольника ( s) вспоминаем треугольник "скорость", делаем подстановку.

3) Полезная мощность это работа делить на время (N=A/t). Работа силы тяги это произведение силы на перемещение (A=Fs). Значит, мощность - это сила тяги, умноженная на скорость (N=Fs/t=FV), так как скорость это расстояние делить на время.

Отсюда сила тяги это мощность делить на скорость (F=N/V).

4) F = 4400 Вт / (25/18 м/с) = 3168 Н.

Ответ: 3168 Н.

 

 

Козаренко В.А.

С сайта: http://mnemonikon.ru/members/tem_zap_07.htm