Регистрация
 

Версия для слабовидящих
Плох тот воспитатель детей, который не помнит своего детства
Эбнер Эшенбах
Проект «Каждому учителю - Профессиональный сайт» (www.teacher-site.ru)
Симферопольский  автотранспортный техникум
Журнал Естественные науки
Энциклопедист. Конкурсы
Учёные будушего
Инновации в образовании
Сейчас на сайте: 1
Сертификат владельца сайта
Сертификат владельца сайтаhttps://www.pedagog-zamorina.ru/

2016 год


Церковно-педагогические Кирилло-Мефодиевские чтения

В рамках X  Международного фестиваля  «Великое русское слово» 8 июня 2016 года  в Ялте  по благословению Митрополита Симферопольского и Крымского Лазаря состоялись очередные Церковно-Педагогические чтения «Основы православной культуры - основа национальной духовной безопасности России».  Необходимо отметить, что Симферопольская и Крымская епархия в течение семи лет проводит подобные Чтения, на которых рассматриваются вопросы духовно-нравственного воспитания в современном мире, значимость преподавания предмета «Основы православной культуры».

В ходе заседания среди прочих было заслушано выступление  Замориной Н. Ю., преподавателя физики и информатики высшей квалификационной категории ГБПОУ РК «Симферопольский техникум железнодорожного транспорта и промышленности», победителя регионального этапа    Всероссийского конкурса «За нравственный подвиг учителя».

Актуальность проблемы духовно-нравственного и патриотического воспитания на сегодняшнем этапе стоит особенно остро и это обусловлено назревшими в обществе  противоречиями  между вечными высшими ценностями: добротой, милосердием, бескорыстием, заботой, искренностью и их антиподами, которые появились в обществе, искаженном «рыночными отношениями»: агрессией, насилием, обманом, лицемерием;

между изначальным назначением семьи — «малой церкви», как основного источника духовно-нравственного здоровья детей и скрытой или явной «болезнью» большинства современных семей, связанной с их нестабильностью, занятостью, неумением слышать, прощать и понимать друг друга; увеличением социального разрыва между богатыми и бедными слоями общества.

Посредством СМИ, рекламы, кинематографа и Интернет прививаются чужеродные модели, основной безнравственный мотив которых – только личный успех и обогащение любой ценой.

Сегодня государственная политика в области воспитания основана на:

Сегодня так следует выстроить образование и воспитание, чтобы наши дети обладали не только актуальными знаниями и умениями, но были духовно богаты.

Мы с вами прекрасно знаем, что спецкурс «Основы православной культуры Крыма», который изучается на добровольный основе по выбору либо самих учащихся школ, либо их родителей или законных представителей, способствует формированию духовной личности, знающей и ценящей  культуру и историю православия, доброжелательно относящейся к человеку иного мировоззрения и другой религии.

В сегодняшних реалиях среднее профессиональное образование только начинает возрождать традиции духовно-нравственного и патриотического воспитания на основе православия, хотя на базе СПО и нет преподавания этого спецкурса. Беседуя со студентами нашего техникума, я понимаю, что не во всех школах Крыма преподаётся спецкурс «Основы православной культуры Крыма». Но оставить 15-летних подростков, личность и взгляды которых ещё не сформированы окончательно, без дальнейшего духовного воспитания невозможно. Причём, попадая в новую образовательную среду, удаляясь от родителей, многие из наших студентов особенно нуждаются в сопереживании, поддержке, сотрудничестве с преподавателями.

Насыщенность учебного процесса в техникуме часто затрудняет проведение воспитательных мероприятий в полной мере. Стоящие перед профессиональным образованием проблемы требуют интеграции воспитания во все преподаваемые дисциплины. В современном толковании понятие «интеграция» означает глубокое взаимопроникновение, слияние.

25 лет я преподаю в техникуме одну из фундаментальных наук — физику, и около 15 лет  — информатику. В замечательном труде «Наука и религия» православного хирурга Валентина Войно-Ясенецкого, нашего святителя Луки отмечено, что более 90 % известных великих учёных-естествоиспытателей, среди которых Исаак Ньютон, Андре Мари Ампер, Джеймс Джоуль, Чарльз Дарвин, Михаил Ломоносов, были глубоко верующими людьми. «Наука без религии — небо без солнца. А наука, облечённая светом религии, — это вдохновенная мысль, пронизывающая ярким светом тьму этого мира», — пишет святитель.

Считаю, что неправильный подход в определении роли и места духовно-нравственного и патриотического воспитания в системе преподавания дисциплин естественно-математического цикла изначально лишает эти учебные дисциплины возможности эффективного влияния на процесс формирования высоконравственной, интеллектуально и духовно развитой,  творческой личности.

На занятиях по физике при изучении биографии учёных я стараюсь уделить внимание их духовности, нравственности, религиозности. Подискутировать со студентами по вопросам нравственной ответственности учёного за его открытие перед обществом и миром. Воспитывать чувство гордости и уважения к истории и достижениям отечественной физики.

В 2015 году для первокурсников нашего техникума был проведён устный физико-литературный журнал «Оружие Победы», со страниц которого студенты узнали о бесценном вкладе учёных, конструкторов, инженеров, поэтов, писателей в Победу в Великой Отечественной войне.

Разработали это мероприятие четыре преподавателя техникума: Макарова Татьяна Петровна, Поддубная Елена Николаевна (преподаватели русского языка и литературы), Гончар Екатерина Тарасовна и Заморина Наталья Юрьевна (преподаватели физики). Эта методическая разработка в прошлом году прошла на финальный этап Всероссийского конкурса «За нравственный подвиг учителя» в номинации «Лучшая инновационная разработка года». Как финалисты мы были приглашены на XXIV Международные Рождественские Чтения в г. Москва. Впечатления, полученные нами, дают почву для дальнейшего профессионального роста и плодотворного воплощения в процесс воспитания православных ценностей.

Как преподаватель,  я стремлюсь к тому, чтобы студенты на занятиях были активными, заинтересованными, небезразличными, творчески развивались. На занятиях по информатике в рамках практических занятий, самостоятельной работы студентов, их проектной деятельности стараюсь воплотить  различные задания, содержащие духовно-нравственный и патриотический компонент.

Широкие возможности раскрываются перед преподавателем при изучении программ по обработке текстовых документов, графических изображений, создании публикаций различных типов, компьютерных мультимедийных презентаций, монтаже видеоролика. Используя возможности нескольких компьютерных программ (например, MS Word, MS Publisher, MS PowerPoint), мои студенты в предыдущие годы реализовали проектные работы по темам «Сквернословие», «Отношения между родителями и детьми», «Семья», «Лень», «Конфликты», «Молодёжные субкультуры» и другим.

Перед выполнением проекта, я предлагаю список тем на выбор, затем провожу индивидуальную беседу со студентом, где мы совместно определяем календарный план выполнения проекта, основные цели и задачи проектной работы, результат выполненной работы. При обсуждении я акцентирую внимание на основных вопросах, раскрывающих тему проекта, отражающих православные взгляды. Например, в теме «Семья», я обязательно останавливаюсь на отношениях студента к семье, к матери, отцу, на пятой заповеди Закона Божия (Почитай отца своего и матерь свою, чтобы тебе хорошо было, и чтобы ты долго прожил на земле), советую прочитать материал по этой теме в пособии «Основы православной культуры Крыма».

При преподавании физики часто использую цитаты великих физиков, которые имели религиозные взгляды. «Чудесное устройство космоса и гармония в нём могут быть объяснены лишь тем, что космос был создан по плану Всеведущего и Всемогущего Существа,» — писал Исаак Ньютон. Объясняя тему «Дисперсия света. Сплошной спектр», обязательно рассматриваю как физическую природу радуги, так и православное видение этого явления: — символа примирения человека с Богом;  знаком того, что с этого момента больше не будет всемирного потопа.

В патриотическом воспитании также следует использовать тот богатейший духовно-нравственный потенциал, которым обладает Русская Православная Церковь. Давайте обратимся к истории. Великая Отечественная война началась в день, когда Церковь празднует память всех святых, в земле Российской просиявших, а закончилась в день празднования памяти св. Георгия Победоносца, да ещё на Пасху.

Многие православные священники воевали на фронтах, многие оказывали помощь осиротевшим детям, голодным, раненым, вдохновляли солдат на подвиг. Для объяснения принципов работы в видеоредакторе, я использую фрагменты из фильмов «Остров», «Поп». Создавая дома небольшой видеоролик, состоящий из кратких и обычно наиболее зрелищных фрагментов фильма, студенты просматривают его целиком, а на занятии демонстрируют краткую версию-рекламу этого фильма.

В годы 70-летия Великой Победы, 75-й годовщины начала Великой Отечественной войны я посвятила этой теме  ещё несколько занятий по информатике. На одном из них студенты создали буклет с историей техникума, самого здания, фамилиями преподавателей – участников боевых действий Великой Отечественной войны, взятых из архива, рассказом о двух студентах техникума – героев Советского Союза (Ивана Туркенича и Ивана Киньдюшева). На другом студенты работали над созданием мультимедийной компьютерной презентации «И помнит Симферополь…», посвящённой героям-крымчанам, участникам Великой Отечественной войны, в честь которых названы улицы города Симферополя. В ходе ещё одного занятия студенты выполняли монтаж видеоклипа на одну из песен, посвящённых Великой Отечественной войне.

Такие работы позволяют студентам «пропустить через своё сердце» трагический для народа и страны отрезок времени, оценить героизм простого солдата, ощутить теснейшую взаимосвязь людей и времён, когда весь народ поднялся на защиту своей Родины и победил фашизм.

Методическая разработка перечисленных выше практических занятий по информатике также вышла в финал   Всероссийского конкурса «За нравственный подвиг учителя» в номинации «За организацию духовно-нравственного воспитания в рамках образовательного учреждения».

Как отмечает педагог Шалва Амонашвили: «Педагогический процесс только тогда хорош, когда в нём воспитание идёт впереди обучения, ибо вызванные им к действию духовные силы будут впитывать знания, как пищу, необходимую для дальнейшего роста и становления личности» как школьника, так и студента. Я думаю, что на занятиях естественно-математических дисциплин как можно чаще необходимо смелее использовать материалы «Основ православной культуры Крыма», истории жития святых, православный краеведческий материал; создавать обстоятельства, при которых обостряется восприятие нравственно ценной идеи или поступка, вызывается сопереживание и отклик в душе студента.

В завершении своего выступления, предлагаю Вам просмотреть один видеоклип, выполненный моими студентами:

 

 

Использованные источники:

  1. Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года (утв. распоряжением Правительства РФ от 29 мая 2015 г. N 996-р). ГАРАНТ.РУ Режим доступа: http://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/70957260/#ixzz3iQGTOvGW
  2. Симферопольская и Крымская епархия на базе КРИППО и в крымских школах проводит лекционные курсы по «Основам православной культуры». Режим доступа:http://crimea.orthodoxy.su/eparchy-2013/3309-симферопольская-и-крымская-епархия-на-базе-криппо-и-в-крымских-школах-проводит-лекционные-курсы-по-«основам-православной-культуры»
  3. НУЖНА ЛИ ШКОЛЕ «СВЕТСКАЯ ЭТИКА»? Адресуется всем православным учителям и родителям. Протоиерей Борис Пивоваров. Режим доступа: http://www.pravoslavie.ru/51477.html
  4. Республиканская педагогическая конференция  «Семья и школа в единстве духовно-нравственного воспитания крымчан». «АНАЛИЗ СОСТОЯНИЯ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ В СОВРЕМЕННОЙ ШКОЛЕ» КАМЕНЕЦКАЯ В.В. Режим доступа:  http://crimea.orthodoxy.su/103-departments?start=18
  5. Духовно-нравственное и патриотическое воспитание личности школьника, как фактор позитивной интеграции обучающихся в современное общество. Егорова Ирина Анатольевна. Режим доступа: http://pedsovet.su/publ/164-1-0-4026
  6. А. Я. Данилюк А. М. Кондаков В. А. Тишков. Стандарты второго поколения. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. Режим доступа: http://www.r-komitet.ru/school/program/action2009/razdel/cdn